[Вебсайт о интернет рекламе и еще маркети ]
Главная » 2014 » Апрель » 22 » Россия остаётся страной без требований к стройматериалам
00:04
Россия остаётся страной без требований к стройматериалам
Россия остаётся страной без требований к стройматериалам

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий» разрабатывался три года, но до сих пор не принят. И если другие страны ТС имеют законы, защищающие национальные рынки от некачественных стройматериалов, то Россия осталась перед лицом ВТО с огромной дырой в техническом регулировании.

К началу активных интеграционных процессов на постсоветском пространстве (2010 год) система технического регулирования в сфере строительства стран Таможенного союза выглядела следующим образом:

- Республика Беларусь - Технический регламент «Здания, сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»;

- Республика Казахстан - 14 технических регламентов, охватывающих требования безопасности к разнообразным категориям зданий и сооружений, включая морские нефтяные платформы, трубопроводы, а также всем видам строительных материалов и изделий;

- Российская Федерация - Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Доказательной базой национальных технических регламентов являлись национальные стандарты, своды правил (в Республике Беларусь - технические кодексы наилучшей практики - ТКП, в Казахстане - СниПы).

Как можно видеть, в 2010 году Российская Федерация была единственным государством-участником Таможенного союза, в котором отсутствовал технический регламент, устанавливающий требования к строительным материалам и изделиям. Проект федерального закона «Технический регламент о безопасности строительных материалов и изделий» был еще в 2009 году принят Государственной Думой в первом чтении, однако работа над ним была прекращена в 2010 году на основании письма Правительства Российской Федерации, в котором было рекомендовано прекратить разработку любых национальных технических регламентов в связи с созданием единой нормативной базы технического регулирования на пространстве Таможенного союза и ЕврАзЭС (члены Таможенного союза плюс Таджикистан и Киргизия).

Разработку технических регламентов в области строительства государства-участники Таможенного союза и ЕврАзЭС поручили Российской Федерации. И здесь российская сторона в лице Минрегиона России допустила серьезную ошибку. Вместо того чтобы накануне вступления России в ВТО срочным образом закрыть брешь в регулировании доступа на рынок строительных материалов и изделий, была начата весьма трудоемкая работа по созданию единого регламента Таможенного союза, охватывающего как здания и сооружения, которые не являются предметом международной торговли, так и строительные материалы и изделия. При этом разработчики из Минрегиона в лице подведомственного ему ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизациии технической оценки соответствия в строительстве» решили реализовать в проекте технического регламента весьма смелую идею.

Эта идея заключалась в формировании доказательной базы технического регламента в части установления требований к зданиям и сооружениям на основе несуществующих документов в области стандартизации.

Доказательная база технического регламента Таможенного союза

Единый перечень межгосударственных нормативных документов, применением которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента, включает:

а) обязательные для применения межгосударственные строительные нормы (МСН), принятые Межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию в строительстве (МНТКС);

б) добровольно применяемые межгосударственные своды правил (МСП) по проектированию и строительству и межгосударственные стандарты на строительные материалы и изделия и методы их испытаний и контроля.

В Единый перечень межгосударственных нормативных документов, применением которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента, при отсутствии межгосударственных нормативных документов или на альтернативной основе могут включаться также применяемые на добровольной основе национальные документы государств-членов Таможенного союза и принятые в государствах в установленном порядке в качестве национальных международные стандарты, региональные и национальные строительные нормы, правила и стандарты зарубежных государств. Для уникальных и экспериментальных объектов в установленном в государствах-членах Таможенного союза порядке могут разрабатываться, в т. ч. на основе зарубежных норм, правил и стандартов, согласовываться, утверждаться и применяться специальные технические условия на проектирование и строительство этих объектов, устанавливающие весь комплекс требований по их безопасности.

В то же время вышеуказанный круг документов (кроме стандартов) не предусмотрен действующим в Таможенном союзе соглашением ЕврАзЭС «О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер» от 25 января 2008 г. и Соглашением Таможенного союза «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18 ноября 2010 г. Таким образом, без внесения необходимых изменений в указанные акты ЕврАзЭС и Таможенного союза принятие и введение в действие проекта технического регламента ЕврАзЭС невозможно.

Три года активной работы экспертного сообщества, координируемого национальными объединениями НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ, при участии РСПП, ТПП РФ позволили выработать приемлемый и для России, и других участников Таможенного союза текст документа. Но принятие его недопустимо затянулось. Следует учитывать, что технические регламенты Таможенного союза вводятся в действие не ранее, чем через 18 месяцев после их утверждения Евразийской экономической комиссией. Это означает, что как минимум до 2015 года Россия останется единственной страной Таможенного союза без обязательных требований к строительным материалам и изделиям.

Основная проблема заключается в следующем.

Во-первых, до настоящего времени Сторонами не принят подготовленный и многократно обсуждавшийся в течение 2011-2012 гг. Протокол о внесении изменений в Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года, без которого легальное принятие проекта технического регламента невозможно. Во-вторых, опыт разработки ФАУ «ФЦС» при многомиллионной в течение 2011-2012 гг. финансовой поддержке Национального объединения строителей десяти МСН, ни один из которых так и не дошел до стадии утверждения, ясно показывает, что обеспечить разработку и утверждение необходимых 45-50 МСН, а также дополняющих их МСП, количество которых заведомо больше, в ближайшие два-три года абсолютно невозможно. Это означает, что в обозримом будущем ввести в действие проектируемый технический регламент «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» в отношении всех охватываемых им объектов технического регулирования не представляется возможным. Формальное вступление регламента Таможенного союза в силу влечет за собой отмену национальных технических регламентов и, соответственно, установленных в них требований к доказательной базе. Для России это означает отмену перечня обязательных стандартов и сводов правил, на которые сегодня опирается пока еще действующий Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, концепция проекта технического регламента в части безопасности зданий и сооружений, основанная на создании массива межгосударственных строительных норм и сводов правил, оказалась нереализуемой. Ошибочным является объединение в одном техническом регламенте обязательных требований к зданиям и сооружениям, а также строительным материалам и изделиям.

Для исправления допущенных в 2010 году при начале разработки проекта технического регламента концептуальных ошибок предлагается следующее.

Вариант 1. Установить различные переходные периоды для вступления в силу положений проекта технического регламента, относящихся к безопасности зданий и сооружений и безопасности строительных материалов и изделий. Для положений, относящихся к безопасности зданий и сооружений, переходный период должен быть достаточно длительным для разработки всего необходимого массива МСН и МСП.

Соответственно, должен быть установлен различный срок для утверждения перечней документов в области стандартизации, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента (за шесть месяцев до вступления в силу положений технического регламента по соответствующим группам объектов технического регулирования). Такое решение обеспечит защиту внутреннего рынка строительных материалов и изделий государств-членов Таможенного союза в условиях членства в ВТО. А до той поры Россия не может, используя требования технического регламента, выстроить технический барьер для завоза на территорию нашей страны некачественной, небезопасной строительной продукции из третьих стран. Проблема эта - колоссальная. Тарифами, т. е. ввозной пошлиной, ограниченной правилами ВТО в 10%, закрыть ввоз нежелательной продукции не удастся. Но этот вариант действий по-прежнему требует предварительного принятия вышеуказанного Протокола.

Вариант 2. Следует выделить из проекта технического регламента положения, относящиеся только к безопасности строительных материалов и изделий. На основе интеграции этих положений разработать, согласовать и утвердить проект технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий» и ввести его в действие в установленные сроки. В этом случае не требуется принятия вышеуказанного Протокола в качестве условия утверждения технического регламента.

Последний вариант, по нашу мнению, является предпочтительным. Он позволит перейти к планомерному созданию межгосударственной нормативной базы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений без привязки к срокам принятия технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений», необходимость принятия которого будет определяться темпами процессов экономической интеграции и формирования Единого экономического пространства.

Александр КУРСКИЙ, эксперт Государственной Думы

Просмотров: 302 | Добавил: westpracunmur1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: